Тайна реки Сучжоу (2000) / Suzhou River / Suzhou he
Шанхай, наше время. Курьер Мардар влюбляется в юную и прекрасную Маудань. И тут же теряет ее.
Друзья-бандиты решили похитить девушку, чтобы получить выкуп с ее богатого отца-контрабандиста, а Мардар согласился им помочь.
Однако попытка похищения оказывается неудачной. Узнав о предательстве Мардара, Маудань прыгает с моста в темные воды реки Сучжоу и исчезает навсегда.
Мардар получает три года тюрьмы. После освобождения он знакомится с Меймей, русалкой из ночного клуба, которая похожа на Маудань «как две капли воды».
Неужели это его любимая?
Ещё один образец восточного кино, адаптированного на этот раз к европейскому вкусу, – «Тайна реки Сучжоу» Лоу Е.
Сначала фильм, оркестрованный инфантильным закадровым голосом, напоминает о сладкоголосой китайской эстраде и чуть-чуть о фильмах Вонга Кар-Вая.
Как и у гениального режиссера из Гонконга, герои «Тайн реки Сучжоу» – вовлеченные в городскую суету, но и словно приподнятые над ней влюбленные маргиналы:
девушка, изображающая в ночном клубе русалку, фотограф, мотокурьер, выполняющий мелкие поручения гангстеров средней руки.
Но в какой-то момент с удовольствием осознаешь неожиданную и симпатичную правду: Лоу Е по-своему, по-китайски пересказывает великое «Головокружение» (Vertigo, 1958)
Альфреда Хичкока, историю частного сыщика, страшащегося высоты, вовлеченного в заговор и потерявшего себя между двумя женщинами, блондинкой, погибшей у него на глазах,
и брюнеткой, ее двойником, словно вернувшимся из царства мертвых.
Так и у Лоу Е курьер узнает в возлюбленной фотографа свою подругу, в похищении которой он был вынужден некогда участвовать,
и которая у него на глазах бросилась в реку Сучжоу, пообещав вернуться в облике русалки. Но в отличие от Хичкока здесь идет речь не об изощренном заговоре,
а об аберрации зрения, вызванной отчаянием. Курьер узнает затем свою погибшую возлюбленную в другой девице, продавщице из супермаркета, и,
наконец, разделит с ней желанную смерть.
Китай Лоу Е ничем не похож на ту страну, что мы видим в документальных программах. Он грязен и порочен, в нем нет места ничему святому и красивому.
Только любовь способна впустить сюда спасительный луч света, озаряющий собой темные переулки Шанхая, и только желание быть востребованным может изменить жизнь его жителей. Они как бы остановились во времени, прячась за рутиной повседневной жизни. Они боятся открыть глаза на мир, который им довелось создать.
Лишь главный герой ленты находит в себе силы, чтобы попытаться разобраться в своем внутреннем хаосе. Он борется со стереотипами удачной жизни, познавая магию соблазна, которому невозможно противостоять. Это пьянящее чувство сильнее алкоголя, оно помогает внести смысл в жалкое человеческое существование, найти мир счастья и небесного покоя.
Гран-при и Приз за лучшую женскую роль на МКФ в Париже (2000)
Премия “ТИГР” на МКФ в Роттердаме (2000)
Премия “ФИПРЕССИ” на МКФ “Виеннале” в Вене (2000)
Приз критиков на фестивале “Фантаспорто” в Порто (2002)
Номинация на Гран-приМКФ в Хихоне, Испания (2000)