Кикисили: Горный патруль (2004) / Kekexili: Mountain Patrol / Kekexili
Пекинский журналист Га Ю отправляется в горы, на границу Китая и Тибета, чтобы расследовать серию загадочных происшествий. Здесь пропадают полицейские, неуловимые браконьеры отстреливают редких антилоп, а слухи, тянущиеся на многие километры, упорно валят всю вину на доблестный горный патруль. Присоединившись к патрулю, Га Ю принимает личное участие в охоте на браконьеров и открывает горы для себя с новой, неожиданной стороны…
Награды и номинации:
Special Jury Prize at the Tokyo International Film Festival
Golden Horse Award, Taiwan, 2004
Специальное мнение жюри международной федерации киноклубов 55-го международного фестиваля в Берлине.
Слово «кекесили» имеет два значения: «красивая девушка» и «прекрасная гора». На церемонии вручения наград Golden Horse фильм «Кекесили — горный патруль» стал лучшим китайским фильмом 2004 года.
До 1985 года в Китае было более миллиона тибетских антилоп чиру, однако торговля ценными шкурами этих животных, которые водятся только в отдаленных частях Тибетского и Синьцзян-Уйгурского районов страны, а также в провинции Цинхай, приобрела международный масштаб и продолжает расти.
Ежегодно тысячи этих редких животных убивают ради ценной шерсти, из которой делают пашмины (шали) — популярный предмет женского гардероба. Цена пашмины из шерсти чиру достигает $15000.
Для охраны животных в 1993 году местные жители сформировали патрули, состоящие из добровольцев. Они оставили свои семьи для того, чтобы рискуя жизнями, бороться с браконьерами. Двое из их лидеров, Сонам Даргий и Таба Дордже, пожертвовали своими жизнями и были убиты браконьерами. После их смерти, Китай основал заповедник для восстановления популяции чиру, названный именем Сонама. Его дочь, Кунсан Янгцо, также сыгравшая в фильме, полагает, что это соответствующий способ почтить память отца.
Фильм начинается со смерти члена патрульной команды и последующего преследования браконьеров. Члены горного патруля находят больше тысячи трупов чиру на своем пути и встречаются с рядом трудностей: поломкой джипов, недостатком бензина, нехваткой пищи и горными перевалами, окутанными снегом.
Все мужчины из горного патруля сломлены, включая руководителя группы, Ритая, собирающего деньги для команды из сомнительных источников. Но, как говорит Ритаи, «лица и руки паломников, лежащих ниц, чтобы выразить почтение Будде, не могут быть более грязными, но их сердца чисты.»
Лю Чуань провел три года, снимая фильм, который показывает историю глазами репортера. Чтобы фильм был как можно более подлинным и достоверным, Лю использовал неизвестных актеров и непрофессионалов вместо кинозвезд. Актеров специально никак не гримировали — они изображали довольно неприятные типажи, все в рваной одежде и с грязными лицами. Несмотря на остроту истории, кино избегает сентиментальности. Лю Чуань рассказывает, что он хотел дать зрителям больше пространства для размышлений, вместо того, чтобы выпустить на экран еще одну слезливую драму, которую быстро забудут.
Финал фильма примечателен по многим причинам. Впервые на киноэкране можно увидеть похоронные обряды и тибетскую антилопу.
Природа в месте съемки одна из самых суровых в мире и почти каждый, кто участвовал в съемках, заработал себе горную болезнь и другие заболевания. В конце съемок, из 108 рабочих осталось чуть более 60. Очень трудные сцены, включая сцены с зыбучими песками и трюки, были выполнены непрофессиональными, но очень талантливыми, актерами.
Конец фильма далек от «хэппи энда», но Лю говорит, что обдумывал финал в течение долгого времени и решил, что это будет правильным ходом: идеализм командира патруля приводит к неизбежному концу — его идеалы слишком далеки от неприятной действительности.