Маги и странники (2003)
Это первый фильм, полностью снятый на территории королевства Бутан, на официальном языке Бутана — дзонг-кэ. Режиссёр фильма — известный буддийский лама Кхьенце Норбу, перерождение великого учителя XIX века Дзонгсара Кхьенце Вангпо. В фильме снимаются лишь два профессиональных актёра, остальной состав набирался из обычных деревенских жителей. Действие фильма начинается в одной из бутанских деревень. Молодой человек по имени Дондуп назначен туда чиновником. Жители деревни ведут простой образ жизни, и счастливы, проводя время в развлечениях вроде традиционной стрельбы из лука (как известно, Бутан — это единственное азиатское государство, вошедшее в первую десятку по «индексу счастья», а король Бутана однажды заявил, что цель его политики — повышать не высокий валовой внутренний продукт, а валовое внутреннее счастье). Но Дондупу такая жизнь не по душе, ведь он души не чает в американской культуре, и его золотая мечта — эмигрировать в Америку и зарабытывать там большие деньги. К счастью, его знакомый в американском посольстве соглашается ему помочь, и всё что требуется теперь — побыстрее попасть в столицу Бутана Тхимпху. Но Дондупу не везёт, задержавшись из-за гостеприимства деревенских жителей, которые совсем не хотят отправлять его в дальнюю дорогу, он опаздывает на автобус, и ему приходится ловить машину. Это сделать непросто, так как в жти дни многие тоже стараются попасть в Тхимпху на праздник Цечу. По дороге Дондуп встречает крестьянина, который везёт продавать целую корзину яблок, монаха, пьяницу и овдовевшего продавца рисовой бумаги вместе с его красивой юной дочерью Сонам. Молодой человек по имени Дондуп, несмотря на свое университетское образование, решает, что лучше собирать яблоки в Соединенных Штатах, нежели работать государственным чиновником в далекой деревушке. На своем пути в поисках лучшей жизни он встречает нескольких странников — монаха, торговца яблоками, изготовителя бумаги и его очаровательную дочь. Монах рассказывает Дондупу историю парня по имени Таши, которая происходит как бы параллельно его собственному путешествию. Это история страсти, ревности, и ее трагическая развязка заставляет Дондупа задуматься — а действительно ли так замечательна жизнь вдали от родного дома.Действие фильма происходит в Бутане. Молодой чиновник по имени Дондуп, сходящий с ума по Америке, недавно приехал из крупного города на службу в маленькую, хотя и очень живописную деревеньку. Его совершенно не интересуют деревенские развлечения вроде соревнований по стрельбе из лука, и он мечтает уехать в Америку, получив визу с помощью своего знакомого в американском посольстве. Для этого ему нужно побыстрее попасть в Тхимпху, но он опаздывает на автобус, не может поймать машину и вынужден отправиться пешком. В пути он встречает торговца с полной корзиной яблок, монаха, путешествующего в Тхимпху на праздник Цечу, пьяницу и овдовевшего продавца рисовой бумаги вместе с его красивой юной дочерью Сонам.Атмосфера истории, рассказанной монахом, полная зависти, страсти и ревности, контрастирует с атмосферой вынужденного путешествия Дондупа, полной добра и дружелюбия. Он привязывается к юной прекрасной Сонам, и уже не торопится попасть в Тхимпху, чтобы навсегда уехать в Америку. В конце фильма непонятно, уедет ли Дондуп в конце концов, или решит вернуться, но очевидно, что путешествие изменило его отношение к жизни.Как и в предыдущем фильме Кхьенце Норбу «Кубок», кроме Цхеванга Дендупа (известного на радио актёра), в фильме нет профессиональных актёров. Набор производился среди всех слоёв населения — крестьян, школьников, сотрудников Вещательной Службы Бутана, Королевской Стражи и правительства Бутана. Многие решения, включая решение о дате выпуска фильма, принимались с помощью традиционного гадания Мо. По словам режиссёра, история Дондупа была навеяна рассказом Ясунари Кавабата «Танцовщица из Идзу», повествующим о группе путешественников и школьнике, влюбляющемся в танцовщицу. История Таши имеет в основе буддийскую сказку о двух братьях, один из которых хотел стать колдуном. Фильм изображает традиционную бутанскую культуру, отражает традиционные особенности бутанского фольклора. В фильме использован традиционный способ повествования — рассказ в рассказе. В данном случае имеется даже три уровня — воображаемый мир Таши вложен в рассказ монаха, который повествуется во время путешествия. В фильме используется как традиционная музыка (монах играет на даньене), так и современная (рок-музыка, которая доносится из магнитофона Дондупа).